Он был сам демон, прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечной мукой. ( Олександр Бенуа про Михаила Врубеля) Как точно подмечено, лучше и не скажешь о человеке с такой судьбой, душой и творческим путем. М. Врубель был когда то приглашен в Киев профессором художественной академии -Адрианом Праховым для восстановления старинных фресок 12 ст . в Кириловском соборе. Легко представить как молодой Врубель всматривается в лик ангела созданного его коллегою тысячи лет назад, казалось бы твори, мечтай, достигай наивысшего мастерства, ведь тебе показали такое доверие и перспективу дав возможность работать над фресками 12 ст. Да, не тут то было! Конечно фрески он восстановил, да только попутно влюбился в жену Адриана Прахова, между прочим мать троих детей, французскую подданную. Казалось бы профессор должен был понять коллегу по цеху, сам такой, не раз увивался за чужими юбками, но!,не в этом случае говорить о взаимопонимании. И вот, под предлогом усовершенствования мастерства Врубель был сослан в ссылку! Правда ссылкой это назвать сложно, ведь она проходила в Венеции с 1884-1885 года. У Врубеля было задание написать святые образы: Кирилла, Афанасия, Богородицы и Христа. С задачей мастер справился превосходно, но когда все увидели образ иконописный Богородицы, то ахнули….. А, вот почему об этом и многом другом на нашей экскурсии. Где мы пройдемся по местам по которым когда то гулял мастер и искал вдохновение, посетим соборы где есть его работы, это и Владимирский собор акварельные эскизы которого стали высшим достижением мастера в киевский период его творчества. Среди них четыре варианта «Надгробного плача». Врубель — первый в России художник, в полной мере ощутивший художественную правду древнерусского и византийского искусства, понявший его красоту и одухотворенность. В эскизах мастер дает нечто большее, нежели свою драматическую и вместе с тем монументальную разработку традиционного сюжету. Во всех вариантах «Надгробного плач» он воссоздает немой диалог Марии и Христа, ту чрезвычайно тонкую красоту человеческого горя, которую, по словам Чехова, «способна передать одна только музыка». заглянем в Софиевский и Кирилловский собор, прогуляемся мимо домов в которых мастер жил в Киеве и попытаемся разгадать его тайну. Что же привело его под сень святого Кирилла — собор который он восстанавливал имел на территории больницу для душевнобольных. Вот такая она не простая судьба мастера оставившего такие прекрасные творения в нашем городе. Ведь благодаря ему мы можем лицезреть старинные фрески киевских соборов и образы демонов, ангелов, святых, эскизы которых до сих пор хранятся в архивах музея Русского искусства и выставляются лишь иногда.

Поделиться